Котер и Анце Словина
Котер (Иошуа Иоффе) и Анце Словина учились в разных классах: он в нео-классе Брауна, она -тремя классами младше в нео-классе Лифшица.
Их сын Марк Иошуович Иоффе - хранитель и собиратель материалов о нашей школе. К нему - сопредседателю Фонда культурного наследия имени М.Гольдина стекаются разнообразные сведения, фотографии, письма, касающиеся еврейской культуры в Латвии и, намного более узко, но всё же достаточно широко и документы об основных школах и гимназии Берза. Ну, и не прекращающаяся работа в архиве. И связь с потомками одноклассников его родителей. Неудивительно, что страница, посвященная Иошуа Иоффе и Анце Словиной максимально полно отражает школьный и, к несчастью, такой короткий жизненный путь этой супружеской пары.
Его настоящее имя было Иошуа Иоффе, но все звали его Котер. Я не знаю почему так получилось. Возможно причиной было то, что выражение его лица напоминало мордочку кота («кот» на идиш «котер»). Ему самому это прозвище очень нравилось, и мы поэтому, будто с его разрешения, будем называть его Котер.
Котер был разносторонне одаренным человеком. В гимназии он был одним из лучших учеников. Все давалось ему в руки. Он очень хорошо перевел произведение А.С.Пушкина “Скупой рыцарь”. В 1940 году он стал директором большой мануфактурной фабрики. Но я хочу о нем рассказать, как об очень одаренном еврейском актере; с Котером мы вместе учились в театральной студии Рижского еврейского театра, вместе выступали на сцене. Еще в гимназии он проявил свой актерский талант. Он прекрасно сыграл роль Сендерл в пьесе Менделе Мойхер-Сфорима “Путешествия Бениамина Третьего” и одну из главных ролей в пьесе И.Левика “Голем”.
Котер был рослым, статным, красивым парнем. Он занимался и в балетной студии тогда известного хореографа Сам-Хиора (Фридландер), он танцевал Орфея (музыка Глюка) и производил в этой роли «божественное» впечатление.
Но он не был сценическим «героем», он был типичным характерным актером. В нашей студии он репетировал роль шекспировского «Шейлока», а его игра в пьесе Мольера “Лекарь по-неволе” была поистине талантливой. Одна из его лучших ролей была роль “подростка” в пьесе Шолом-Алейхема “Агенты”. Его подросток сидел в вагоне и занимался едой (без “реальной еды”!) и так аппетитно ел, что всем, кто это видел, тоже сразу хотелось есть. Его “подросток” был воплощением радости, доброты, любви к людям.
Когда руководители театра “Габима” гостили в Риге и интересовались молодыми талантливыми еврейскими артистами, им больше всех понравились Тумаринсон, Пейзнер, Котер и я.
В 1940 году Котер стал актером нашего государственного театра. Казалось бы, что он достиг своей цели. Но нет… Он ушел из театра, и, как я уже упомянул, стал директором фабрики. Что его заставило принять такое решение я не знаю, не понимаю.
В последний раз я встретился с Котером в Гороховецких лагерях, где собирали бойцов для латышской дивизии. Котер был сержантом. В боях под Москвой Котер погиб. Я его хорошо помню. Помню как талантливого еврейского актера.
КС-1. Снимок 1928 года. Лейзер Бернштейн из 2-го класса гимназии, Котер Иоффе в 4-ом классе, Иосиф Гарфункель из 3-го класса, артист и режиссер драмкружка, Фаня Шперлинг из 2-го класса.
Здесь незримо присутствует художник драмкружка, автор декораций, ученик 2-го класса Арон Гуревич.
Из воспоминаний Любы Футлик:
...Еще через какое-то время я от Анце узнала, что она вышла замуж, и тоже за ученика нашей школы Котера Иоффе, он был года на три-четыре старше нас. Когда мы поступили в 1-й класс гимназии, Котер был уже в 4-м классе - выпускном.
...Я очень обрадовалась за Анцу - она действительно была достойна того, чтобы в мужья ей "достался" такой хороший человек, как Котер Иоффе. (В школе все его называли только Котка Иоффе, а как он записан в паспорте и было ли это имя "Котер" настоящим, я никогда не знала и до сих пор не знаю).
Помню Котера Иоффе очень хорошо: он был любимцем и у всех учителей, и у всех учеников. Котер был очень способным буквально во всем: хорошо учился, был очень музыкален, обладал актерскими способностями и даже (насколько мне помнится) отлично рисовал. Он по характеру был очень общительным, веселым, обладал чувством юмора, со всеми шутил, иногда подшучивал над кем-нибудь - но не зло, не обидно, а просто весело и доброжелательно. И внешне Котер Иоффе был привлекательным, хорошего роста. И всегда с улыбкой на лице. Если я правильно помню, то он после окончания школы уехал учиться текстильному делу в Чехословакию. Думается, что Анце и Котер вступили в брак после того, как Котер закончил учебу за границей.
КС-4.
КС-5. А это 2-я основная школа, 1924 год. Анце Словина сидит справа от
учительницы. Во 2-м ряду перед учительницей (возможно, это Берта Берз) круглолицый мальчик Илья Хейфец. В 1-м ряду 4-я слева полулежит Тауба Фейгельман (Берман).
Марк Иоффе: Рядом с Хейфецем мальчик по фамилии, кажется, Рабинович, он стал в Америке сенатором.
КС-6.
1928 год. Осень. Межапарк. 1-й класс гимназии.Анце
Словина в середине (платье с четырехугольным вырезом, обшит черным). Рядом с Анцей справа Люба Эйдус держит руку на плече Нюры Гординой (у нее платье в клетку). Справа от
Нюры Люба Фишберг.
Перед Анцей девочка с косами в светлом платье – Етта Збенович. Крайняя справа небольшого роста с гладкой прической стоит Соня Гуревич. За Любой девушка в белом платье – Роза
Черноброва.
КС-7. Межапарк, 1929 г. Иехескел Лившиц в свободной позе, слева от него директор Исаак Берз.
Ученицы: в центре Анце Словина и четыре подруги: Анце обнимает Фаню
Беркович, рядом с ней с косичками – Люба Эйдус, смеется – Люба Фишберг, чуть ниже ее – Шуламис Гилигич. Правее Лифшица - Соня Гуревич. С краю слева Яша Шер.
КС-8. 1931 год. 4-й класс гимназии. Слева – классный руководитель Иехецкел Лившиц, рядом Анце Словина,около нее в белой блузке Люба Фишберг,Анце держит за руку Любу Эйдус. Над Анцей, чуть правее, Соня Гуревич.
КС-9. На санках. Этот снимок хочется помещать почти на каждой странице сайта.
Слева
направо: Фаня Беркович, Бенно Тумаринсон, Люба Эйдус, Мойше Зильберман, Анце Словина, Саша Пирожков, Исаак Циссер, Соня Сивашинская. На санках Яша Шер.
КС-10. Те же, тогда же. Всё же перечислим их: Яша Шер, Исаак Циссер, Соня Сивашинская, Анце, фаня Беркович, Люба Эйдус,Бенно Тумаринсон, над ним Саша Пирожков, в очках - Мойше Зильберман.
Циссер и Тумаринсон очень похожи, различимы по фасону и цвету шапки.
КС-11. Сохранилась справка от 30.4.41 о том что Иоффе Асна Залмановна работает учительницей /skolotaja/ в 16-ой рижской средней школе. Над адресом Gertrudes iela 18 явно проступают забитые пишущей машинкой слова židu ğimnazija. Очевидно, это бланк, оставшийся от до-ульманисовского времени. В 40-м году еврейской гимназии уже не было.
Проникновенные воспоминания
Об Анце, адресованные сыну Анце и Котера Марку Иоффе, написала в конце своей жизни Люба Эйдус, в замужестве Футлик.
Анце умерла от тяжелой болезни 20 августа 1945 года.
От Любы мы знаем, что Анце была очень активной, центром притяжения, всегда окруженной подругами и друзьями. Это хорошо видно на приведенных здесь фотографиях. То же можно сказать о Котере. Он всегда на виду. На баннере сайта он играет на "домбре"; сидит в свободной позе на переднем плане снимка 1927 года; на второй парте снимка "парты".
О
прадедушке(!) Котере к 65-й годовщине Победы написала его 10-летняя правнучка, внучка Марка Иоффе Настя Кравченко.
КС-12. МОЙ ПРАДЕДУШКА ИОШУА ИОФФЕ
родился в 1910 году в Риге и работал на большой ткацкой фабрике мастером и одновременно учился в Латвийском Университете на архитектурном отделении.
Он был большой шутник, всех веселил, хорошо рисовал, учился в студии балетмейстера Сам-Хиора, играл в театре, знал шесть языков.
Все его очень любили. Но пришла война, и он вместе с фабрикой и своей семьей уехал из Латвии. В августе 1941 года он поступил добровольцем в Латышскую Стрелковую дивизию в 92-й
полк воевать против фашистов.
В битве под Москвой мой прадедушка погиб. Об этом написано в книге «Прошедшее» его однополчанином Язепом Эйдусом. В ней рассказано, как их дивизия в сильный 35-градусный
мороз по глубокому снегу совершала марш-бросок в 200 километров к месту битвы.
Мой прадедушка погиб в декабре 1941 года перед Новым годом недалеко от деревни Елагино у города Наро-Фоминск. Там, под Москвой, погибли около 3 тысяч бойцов Латышской дивизии. В их честь установлен памятник, горит вечный огонь, а железнодорожная станция названа: Латышская».
Рига, май 2010г.