И. Харлаш. Общественное значение нашей школы

Наша школа – всего лишь дитя революции. Происхождение типа нашей школы в основном идет через подпольные союзы рабочих школ и через легальные вильнюсские вечерние школы для рабочих, задолго до героических времен Бунда, тайные социалистические рабочие кружки, жаргонические комитеты вместе с модными социальными идеями, прежде тайными, со своими патрульными охранами в палатках-домиках в Вильно и Белостоке, Варшаве и Минске, Двинске и Гомеле. Также рождались идеи о светской школе на идиш: да, да, мы происходили с улицы сапожников и вместе с низами социальной лестницы, вместе с забитой нуждающейся рабочей массой нашей, шаг за шагом пришли к идее о нашей школе во время катаклизмов военного времени.

Начала проявляться идея о нашей школе в годы 1917-1920, когда революционные волны вынесли высоко на поверхность общественную жизнь через политические требования  свободной национальной культурной автономии. Социальное движение вперед, прогрессивное мышление, последовательная европейская культура, современное воспитание, система, синтезируемая с еврейской национальной идентичностью на языке рабочих масс, на идиш,  - это есть основа основ нашей школы. Еврейская  трудовая масса вместе с социалистической интеллигенцией в своем далеком пути к великому освобождению временно остановили свой корабль на исключительном этапе: к воспитанию и обучению своего жизнеспособного и готового к борьбе  поколения. Эту цель ни в коем случае нельзя упускать даже на секунду из поля зрения.

И это также является направлением в современной светской идиш школе во всех странах, где только она пустила корни. Поэтому, и только поэтому, наша школа должна выстоять против такой упорной борьбы со стороны  разных социальных врагов – как со стороны других наций, так и со стороны наших братьев, собственно, к сожалению говоря, нашей социальной и еврейской прогрессивной общественности, кому наша школа как кость в горле,  и у господствующей реакционной клики. Например, в Польше и в Литве она не дает спокойно жить в нашей  собственной общине, черные фанаты Егуды и голубая сионистская голубизна, воинственный ивритизм, как бы старательно он ни маскировался под национально-освободительное движение Израиля, объективно он является орудием социальной реакции.

Здесь кроется причина свободного развития нашей школы в Латвии. Латышские народные массы знают и помнят очень хорошо, что они должны благодарить российские революции 1905 и 1917 годов, после которых в общественной жизни Латвии стало играть большую роль  социал-радикальное крыло. Конкретно,  латвийская  социал-демократия и в ее  рамках ее влияние  на политическую жизнь в стране, и мы вливаемся в социальную политику, подкрепленную также сутью нашей школы.

Кажется, это самое важное, о чем следовало бы задуматься в юбилейные дни нашей организации. Ибо в этом отношении, мы, по правде говоря, несколько смущены. Нам, конечно, следовало бы приложить ухо к земле, определенно можно услышать дыхание действительности. И вот она, действительность внутри и вокруг нашей школы – ведь она такая расплывчатая и она накладывает свою печать на школу. А демократия нам очень дорога. Но принципы не ставят на общее голосование. Более того, когда речь идет о таком принципе,  которым пренебрегать будет грехом против сути нашей школы, подпилят дерево, на котором сами сидят – это ведь никто не посоветует. И социальная прогрессивность, и последующий прогресс – это ведь цемент, который скрепляет нашу школу в своеобразное особенное явление.

Самым большим несчастьем для нашей школы было бы, если бы она закаменела, забюрократизировалась, тогда она превратится в идиш-приложение к разным мещанским школам, много которых появляется в нашем местном мирке.

Сила притяжения нашей школы в том, что она хочет обновить всю еврейскую жизнь, что она идет создавать, если хотите знать, новую еврейскую нацию,  нацию свободных людей, светски воспитанных, трудолюбивых, гордых духом и изобретательным умом, и главное, с пламенным человеческим идеалом – за идеал социального освобождения. Наша школа эту привлекательную силу не теряет, и она не имеет права ее потерять, если она не собирается себе навредить. Поэтому она должна быть постоянно динамичной, передовой, шагающей к своей великой цели. Это вольет еще больше  содержания в школу, это возбудит всё больший интерес к работе учителей, это также окрылит и вдохновит духовность молодого поколения, что тяжелым трудом вырабатывается в нашей школе – и это также будет самым лучшим средством для создания твердого, преданного, заботливого общественного основания  нашей школы для распространения ее на периферии.

10 лет ЦИШО Латвии упрямо вспахивала культурную ниву местной еврейской трудолюбивой массы. И очень много сделала, просто создала новых людей. Попробуйте только  сравнить с кем-нибудь из живых, подвижных, одухотворенных абитуриентов нашей школы с посредственными, до кости мещанскими, онемеченными, сухими, чересчур вежливыми, внутри отталкивающими, холодными курляндскими евреями, и перед вашими глазами встанут  колоссальные достижения нашей школы, встанет живая великая оценка нашей школьной организации за 10 лет ее работы.

Но последние годы чувствуется некоторая остановка в работе ЦИШО, задержка в росте и влиянии нашей школы. Пусть нынешний юбилей послужит толчком к новым действиям и новым достижениям, пусть отставшие от нас поднимаются, пусть молодые внесут новый задор и более пульсирующую кровь,  и вместе всё увереннее идут к великой цели.