РУМБУЛА

Эли Валк, председатель Объединения евреев  из Латвии и Эстонии в Израиле

  История создания мемориала в Румбуле– памятника расстрелянным евреям  рижского гетто

Мы, еврейская молодёжь Риги, и наши родители, вернувшиеся из эвакуации или демобилизованные из Красной Армии – а там была и знаменитая в Латвии 43-я латвийская дивизия, в которой служили немало евреев, - знали о том, что все наши родные и другие соплеменники, оставшиеся в Риге, были уничтожены. Не знали, как это происходило, и где, ибо было известно о нескольких местах, где в годы оккупации проводились массовые расстрелы. Впервые в 1962 году в моём кругу 15-16-летних еврейских подростков стали говорить о том, что это проходило в Румбуле. Тогда евреи старшего поколения отправлялись в Румбулу, находившуюся в 12 километрах от Риги, искали следы тех страшных событий, опрашивали местных жителей – там неподалёку был колхоз. Тогда же мы узнали, что евреев из гетто гнали по снегу в мороз – это происходило в ноябре-декабре, - установили примерно места расстрелов и, что особенно важно, отыскали и более-менее подробно расспросили двух еврейских женщин, спасшихся в румбульской акции, Фриду Михельсон и Эллу Медалье. Фрида тогда впервые рассказала, как ей удалось спастись: она упала и была немедленно забросана обувью и другими носильными вещами несчастных обречённых, которых заставляли раздеваться перед расстрелом. Ночью она выкарабкалась из ямы, добралась до каких-то домов и была спасена местными латышами. Позднее спасители обеих, и Эллы и Фриды, были признаны Яд-Вашемом Праведниками народов мира. Так нам стало известно, как эта страшная акция там проходила. А весной 1963 года – известна точная дата, 19 апреля, в 20-ю годовщину начала восстания в Варшавском гетто – нас известили, что там в Румбуле будет проходить важное мероприятие и надо всем собраться. И многие приехали.

Всё это происходило в годы советской власти, что определённым образом сказывалось на психологии участников. Так, когда один из инициаторов мероприятия, Буби Цейтлин, тогда почти никому не известный, а позднее много сделавший для увековечения событий, ходил и снимал происходившее на видеокамеру, а двое молодых ребят из наших чуть ли  не  избили его и засветили плёнку в камере, решив, что он является агентом КГБ, и такое их поведение было вполне логичным для того времени. После этой первой встречи группа молодых ребят, 6-7 человек, стали регулярно приезжать туда и под руководством взрослых приводить в порядок массовые могилы.

   Стало известно, что первый расстрел был 30 ноября. А 29 ноября туда пригнали 300 советских военнопленных и заставили их вырыть шесть больших ям, в которых потом и оказались убитые евреи. Еккельн, палач киевского Бабьего Яра, приехал в Ригу и совершенствовал здесь свою методику расстрелов и размещения убитых, названную им «методом сардин», когда жертв заставляли ложиться в такую яму слой за слоем и сверху их расстреливали. Он же велел своим немецким, а потом и латышским, помощникам, которые этим занимались, следить, чтобы матери брали своего ребёнка и прижимали к груди, чтобы убийцы могли одним выстрелом убивать обоих, тем самым экономя патроны.

  Продолжая рассказ о наших делах, скажу, что мы продолжали регулярно приезжать в Румбулу и разравнивать землю на могилах. Одну из этих могил мы посчитали детской, назвав её так потому, что среди костей и остатков черепов, которые обнаруживались при этом просеивании земли, находили много детских останков и вещей. И сейчас, приезжая в Румбулу, мы подходим к этой могиле и вспоминаем об этом. Эта работа в Румбуле была как бы закалкой для всего, можно сказать, сионистского подполья Риги. Собираясь там, мы обменивались не только новостями, но и самиздатом. А по дороге туда вели себя довольно нахально, по советским меркам, распевали свою специально написанную песню «Автобус тридцатый». Этот автобус № 30 ходил из центра Риги в Румбулу. Мы распевали в автобусе и израильские песни на иврите, что не слишком радовало взрослых и наших родителей, опасавшихся, что мы этим навлечём на себя беду. Но в конечном счёте всё обошлось и, если кого-то и арестовали, то не за это.

Одним из первых памятных знаков на месте расстрелов был магиндовид из колючей проволоки, натянутый между двумя деревьями. Потом был установлен фанерный щит с нарисованной на нём фигурой восстающего из могилы еврея с поднятым кулаком. Этот щит был установлен так, чтобы его было видно из вагонов поездов, проходящих по расположенной невдалеке железной дороге из Москвы в Ригу. Там же ходила и электричка из Риги в Румбулу, на которой многие из нас туда  приезжали. Пассажиры, подъезжая, всегда видели этот знак.


Позже там была установлена пятиметровой высоты доска, на которую прикрепили фотокопию части картины художника Кузьковского «В последний путь» (сегодня эта картина под названием «Бабий Яр» усилиями Давида Гарбера, одного из зачинателей наших действий в Румбуле, установлена в Кнессете в Иерусалиме, и зачастую прямые трансляции из Кнессета ведутся на фоне этой картины).

    Первый массовый митинг в Румбуле состоялся в ноябре или самом начале декабря 1962 года. Тогда группа рижских евреев обратилась с письмом в райисполком Рижского района с просьбой разрешить проведение митинга на месте гибели убитых родственников. Для подписания этого письма Давид Гарбер и Буби Цейтлин постарались найти нескольких членов партии, занимавших солидные должности, так что в конечном счёте проведение митинга разрешили, оговорив это участием районных властей. А власти, конечно же, и в этот раз и в последующие годы присылали туда военнослужащих из расположенных неподалёку воинских подразделений, одной из главных задач которых было заглушать наше пение сионистских и идишских песен (таких, как, например, Zog nisht keinmol az du geist dem lezn weg –никогда не говори, что это твой последний путь) мощными звуками военного оркестра или пением советских солдатских песен. Тем не менее первый митинг благополучно состоялся.

 Окончательный вид после всех работ по благоустройству место расстрела в Румбуле приобрело в 1970-м году, и в том году этот митинг был подготовлен особенно тщательно. Тогда, как и раньше, несколько человек готовили целую программу. Каждый из молодых ребят получал для выступления стихотворение то ли Бялика, то ли Шауля Черниховского, то ли отрывок из книги о Варшавском гетто. Разумеется, всегда частью церемонии была молитва: надо было сказать «Кадиш», надо было прочесть «Эль моле рахамим», «Изкор». В том году это было через 5-6 месяцев после известного самолётного дела, большинством участников которого были рижане. Многие были арестованы, во многих домах прошли обыски. Собралось много народу, но обстановка была напряжённой, и никто не решался начать эту программу. Тут, поскольку я с детства знаю, к сожалению, Кадиш (т.к. мой отец скончался, когда мне было 7 лет, и я каждый год говорил эту молитву в Йорцайт - годовщину), то в этой напряжённой атмосфере я вышел вперёд и стал читать Кадиш. Потом многие друзья сказали, что это прорвало напряжённость перед тем, как началась подготовленная программа. Я об этом вспоминаю каждый раз, когда мы стоим в Румбуле – не у теперешнего красивого монумента-семисвечника из колючей проволоки, а у простого камня, на котором удалось с большими трудами добиться надписи «Жертвам фашизма» и не сказано, каким именно жертвам.

Это был один из немногих памятников в Советском Союзе, где были написаны слова на идише. Этот наш памятник был установлен в 1964 году, а борьба за разрешение на установку которого началась много раньше. Наши ребята тогда ездили в Москву, добивались. Сумели, в общем, пробить. Честь и слава тем нашим землякам, старшему поколению. Сегодня, к сожалению, уже почти никого из них с нами нет, тех, которые не только сумели добиться надписи на идише, но и дали молодому поколению толчок вернуться к своим корням именно через память погибшим.

 Вот уже много лет в Румбуле в конце ноября проходят памятные церемонии на месте трагедии. Каждый раз выступают высшие должностные лица Латвии: президент, премьер-министр, спикер сейма, мэр Риги. Среди прочего они всегда произносят в разных вариантах фразу, буквальная суть которой: «Мы очень сожалеем, что среди тех, кто помогал оккупантам убивать евреев, были и сыны нашего народа». И тут же добавляют, что надо помнить и о тех латышах, которые спасали евреев. Действительно, в Риге у руин большой хоральной синагоги на улице Гоголя установлена и стена (монумент), на которой приведены имена (более 400) жителей Латвии, спасавших евреев. В Яд-Вашем, где я являюсь членом Совета, Праведниками народов мира признаны 133 человека из Латвии. Среди них немало русских, поляков, балтийских немцев, живших в Латвии. Но большинство, конечно, латыши. И самый известный из них, в честь которого в Риге существует музей, Жанис Липке. О нём и фильм недавно был снят. Жанис Липке создал целую сеть по спасению евреев из гетто. Они потом жили у него дома, а позднее он находил для них убежища на хуторах по всей Латвии. Так что, в целом Жанис Липке спас более 50 евреев. Ещё в 1977 году, когда выезд из Советского Союза был совсем не простым, Жанис получил разрешение на поездку к сыну в Австралию. А по дороге наши активисты в Израиле, выходцы из Латвии, сумели привезти его в Израиль, где в Яд-Вашем ему вручили Почётный диплом, и он посадил там дерево памяти. И сегодня это дерево стоит в Яд-Вашем.

      Наше объединение каждый год, начиная с 1952 года, проводит траурный митинг, или, как мы его называем на иврите, Ацерет-Зикарон. Мы всегда приурочиваем его к последним дням ноября – началу декабря из-за Румбулы. Но ведь евреев в Латвии убивали не только в Румбуле. В Латвии погибли 73 тысячи евреев, из них только 25 тысяч в Румбуле. А есть много мелких городков, штетлов, где были убиты все евреи. Некому их даже вспомнить. И поэтому мы вспоминаем их на нашей церемонии здесь, которая в этом году состоялась 8 декабря, в доме Волыни в Гиватаим. Мы также прилагаем усилия к тому, чтобы молодое поколение не забывало тех страшных событий. И поэтому каждые 2 года, а иногда и каждый год, организуем поездки в Латвию под призывом «Шорашим Изакарот» (корни и память). Везём в Латвию тех, кто родился в Израиле. Они едут и знакомятся с местами, откуда родом их родители и предки.