История школы

Чтобы наши дети могли понять, почему у школы такое странное длинное название, надо представить, в какое время и какими силами создавались такие школы.  В царской России таких школ не было. Не знаю, были ли нерелигиозные еврейские школы в Европе в начале 20-го века, думаю, что нет. Евреи Европы были в основном настроены на ассимиляцию.
   А 19-й и начало 20-го века бурлили. Молодёжь российских еврейских местечек рвалась в город учиться в гимназиях и университетах, заражалась революционными настроениями, участвовала в студенческих волнениях и к началу 1-й мировой войны состояла во всевозможных политических течениях и партиях. Еврейские национальные движения делились на сионистов, социалистов-территориалистов, ассимиляторов, бундовцев, гебраистов, идишистов…. Все издавали свои листки, газеты, проводили конгрессы, собирали средства и мечтали о светлом будущем – кто для всего человечества, кто отдельно для вышедших из местечек евреев.
    В 1914-1916г.г. многие еврейские семьи из маленьких городов и поселений Латвии (территории России с преимущественным проживанием латышей) перебрались в Ригу.  Среди них были и наши малолетние родители 1910-11г.г. рождения. Мальчики отказывались ходить в хедер, они читали газеты и восторгались революционными событиями в Петрограде и Москве. Общественный подъем захватил всех.
   Дальновидные образованные люди думали о детях. Еще в гражданскую войну демократически настроенные учителя   по всей Латвии стали учитывать еврейских детей и создавать сеть нерелигиозных еврейских школ с языком идиш. Был создан еврейский демократический учительский союз. Установившаяся в октябре 1917г. Советская власть относилась к этим идеям дружелюбно, хотя коммунистов среди учителей в то время не было.
    После образования в 1920г. независимого Латвийского государства споры о языке еще продолжались. В 1920/1921 учебном году «Отдел просвещения евреев Латвии при Министерстве образования» (Департамент меньшинств) обратился к школам с циркуляром (на русском яз.), запрашивающим, какой язык преподавания они предпочитают (из идиш, древнееврейского, русского и немецкого). Победил родной язык, мутершпрах, на котором говорили в большинстве еврейских семей – идиш.
     В марте 1921г. собралась 1-я еврейская учительская конференция, создавшая централизованную школьную организацию Латвии (ЦИШО). Примечателен доклад 30-летнего Исаака Родака, в котором была высказана такая мысль: "Мир ребенка (им пренебрегали) рассматривался как нечто незначительное… наша школа должна дать ответы на всё, что интересует ребенка, должна будить его интерес к исследованию и творчеству. Душой новой школы должна стать работа духовная и физическая. Интернациональный детский союз должен стать у нас на повестке дня… Будет создан мировой детский Интернационал с его периодическими съездами, периодическими мировыми праздниками. Это - далёкая цель, но она станет реальностью в новом мире счастья и братства».
      В 1919 г. наши родители пошли в школу. Эта школа называлась основной школой (грунтшул). Вот первая сохранившая школьная фотография наших родителей, 4-я основная школа, 3-й класс,1921/22 учебный год.

И-1.Знаем здесь далеко не всех. Во 2-м ряду сидят  учительница  Фаня Родак (в белой блузке) и учитель Каган. 3-й ряд:  Крайняя слева, возможно, управляющая хозяйством школы Ида (Ита) Ширман /17.05.15 - нет, это не Ита!/. 3-я слева  Лёля Гольдина,5-я Зара Рафайлович, 2-я справа учительница  Ребекка Ривош, 3-я справа учительница  Р.Якобсон.
В верхнем ряду 2-й слева Моисей Иткин, 3-й Иосиф Острун, 5-й Берчик Шнайдер. В косоворотке учитель Бен-Элул (Райхрудель).
Следующая фотография IV класс, 1922/1923 учебный год:

 И-2. На этом снимке: сидят в нижнем ряду 4-я слева Йетта Гольдина (?), крайняя справа Леа Шофер. Девочек 3-ю слева и 4-ю справа мы узнаём и на других снимках.

Во 2-м ряду сидят слева направо: Зара Рафайлович, Лёля Гольдина, 5-я слева Циля Хиршберг, 3-й справа учитель Каган. Слева от него управляющая школой Ита Ширман.
3-й ряд: крайний слева Берчик Шнайдер.
Верхний ряд: крайний слева Моисей Иткин, 4-й Иосиф Острун.
Далее рассмотрим фотографию, скорее всего, 1925 г.

 И-3.Здесь мы  видим в верхнем ряду  И.Оструна (3-й слева),  справа от него Котера, учительницу Розу Левенсон, далее Цилю Хиршберг и с краю З.Рафайлович (Рафу). 

Стоят ниже: 2-й слева Лев Вульфсон, Хая Иоффе(?), ?, Л.Гольдина, ?,Самсон Писецкий по кличке "Шамке", Пинхас Тавьев, в белой блузке Фаня Родак. 
 Сидят: 2–й слева Б.Шнайдер, перед ним на белой скамеечке Л.Шофер, 5-й М.Иткин, далее Р.Рибовская, правее безымянная девушка с фото 1922 г. и крайний справа безымянный молодой человек с фото 1925 г. Он выглядит намного взрослее учеников, здесь он явно в качестве педагога,возможно,после окончания летних педагогических курсов.     

    Осенью 1919 г. была открыта еврейская гимназия, еще до того, как основные школы осуществили свой первый еврейский выпуск,её возглавлял до 1934 г. Исаак Берз. В первые два года во всех классах гимназии учились на русском языке. Но уже с первого дня ввели уроки идиш, еврейской литературы, еврейской истории, древнееврейского языка.     

   Гимназии в Латвии не относились к системе обязательного образования. Учащиеся должны были вносить плату за обучение. Но 40% учеников город освобождал от оплаты. Школьный совет и родительский союз содержали некоторое количество учеников на свои средства. Плата за обучение не являлась препятствием ни одному из выпускников основной школы продолжить учебу в гимназии.
    Первый выпуск "абсолютных" идишистов состоялся в 1925г.
   Это фотография 1924 года. На обороте надпись: V выпуск рижской городской средней школы, июнь 1924.
И-4. На снимке: молодой директор Исаак Берз (сидит в центре,5-й), слева от него учитель математики Арон Решин, 2-й слева  бывший приват-доцент Московского университета выдающийся Марк Вайнтроб; справа от Берза учительница русского языка и истории Бетти Гурвич, далее в этом  ряду учительница биологии Тина Браун (впоследствии Берз). Чуть выше слева стоит учитель идиш Израиль Браун, рядом правее Михаил Фальков (бывший ученик гимназии,здесь учитель математики и одновременно  студент университета). Далее Израиль Хендин (Гендин?), Самуил (Давид) Иткин (будущий доктор биологических наук), Арон Шердут, Фейга Гуревич, ? Сoра Голомбек, ?, ?, Филипп Гиршович, Бэр Абесгауз. 
     В верхнем ряду учительница русского и немецкого Рахиль Глейзер (в скором будущем Лифшиц), справа от нее  Хаим Решин (брат учителя), учитель идиш и еврейской литературы Исаак Родак (будущий сотрудник Академии педагогических наук в Москве), Цалель Фель.
     В нижнем ряду сидят на полу слева направо: ?, Илья Морейн,  Моисей Гуревич. 
     Можно ли назвать кого-то еще? Проверьте ваши семейные альбомы, снимки 20-х годов. Те снимки были прекрасного качества, сравните их с этим и другими коллективными снимками тех лет. Может быть, мы сумеем к этому списку добавить новые имена.

    И вот наши родители (точнее, будущий выпуск 1929 года)переходят в гимназию. Расходятся по разным классам. Л.Гольдина – в нео-гимназию, класс с английским языком, М.Иткин –в реал-гимназию, с латынью. Помимо этого, учат еще 5 языков: идиш, древнееврейский, русский, латышский, немецкий. И учат неплохо – по-русски пишут практически без ошибок, немецкому могут учить других.

     На снимке 1927г. ученики, вернее,  ученицы, обеих гимназий:

И-5.Верхний ряд: слева направо Рифка Абай, Хана Киш, Ребекка Пропес, Циля Хиршберг, еще через двух человек Роза Ливен. Слева от Розы Лея Брешч, а с правого края Брайна Скутельская.
Ниже на левом краю стоит улыбающийся  Марк Вайнтроб. В этом же ряду 3-я слева Рахиль Краскина, Михла-Мета Фаенсон, Роза Эльяшевич,Фрида Гендина, Рива Шемер, откинула назад голову Сима Фишберг.
Сидят во 2-м ряду слева направо Цивья Аронес, Эсфирь Цейтель, ?, Исаак Харлаш, Израиль Браун, Дора Альперович, Соня Магарам.

В нижнем ряду в клетчатом платье Лёля Гольдина. Стоящая с правого края Люба Фишберг(из младшего класса, 3 девушки "присоседились") не вполне получилась.

 А это, видимо, 2-й  класс нео-гимназии, 1926 год.

 И-6. В правом ряду за первой партой  сидят Рива Шемер, Леа Шофер и Циля Хиршберг. За второй партой Котер и Лёля Гольдина. На последней парте задумалась Эсфирь Цейтель, прямо на нас смотрит Хана Киш, повернулась к окну Цивья Аронес. Урок ведет Израиль Браун. Рядом с ним Лея Брешч, слева от нее, похоже, Сима Фишберг.
У стены стоит  Шамке Писецкий, с левого края  Шолом Гуревич. С последней парты левого ряда выглядывает Иосиф Острун, слева спрятался Абрам Запола; перед ними слева Фрида Гендина, на этой же парте справа Фейга Яппе. Впереди нее, посредине 2-й парты опустила глаза Ида Нейшлос.  А на 2-й парте подперла лицо рукой Рифка Абай, слева от нее Рахиль Краскина. Перед ней  Роза Эльяшевич. Конечно, они сели по трое по просьбе фотографа,  слева виден пустой третий ряд парт.

         И снова оба класса гимназии вместе:

И-7. Год 1927. На переднем плане И. Родак. Слева не вполне получилась Л.Иткина, за ней Х.Киш, Р.Шемер, стоит П.Тавьев, за ним через одного, у стены Ш.Гуревич.Напротив Лёли сидит Э.Цейтель,?,Ф.Гендина.
Правый стол: на левой его стороне Острун; прямо на нас смотрит Шейна Гуревич; с другой стороны первая, возможно, Х.Пок; наклонилась  над столом Р.Ливен, за ней стоит в клетчатом платье Б.Скутельская. В центре у доски (обведен полукругом) М.Иткин, перед ним сидит М.Фаенсон, правее стоит Котер, перед ним угадывается Ф.Яппе. 

     Первое время гимназия размещалась в здании латвийской  ремесленной школы. В 1923 году гимназия получила от города собственное помещение на ул. Гертрудес (Гертрудинская),18. Только тогда развернулся учебный процесс в полном объеме. Обучение   велось в девяти классах двух отделений: реальной гимназии с преподаванием математики и других  точных наук, и «нео-гимназии» - гуманитарных дисциплин. В 1930 году открылось 3-е отделение – коммерческая гимназия с рядом практических уроков: бухгалтерии, корреспонденции, стенографии, машинописи.

      Со временем увеличился библиотечный фонд, составивший около 6000 книг. Библиотекой руководили сами учащиеся.
     Хотя средняя школа (гимназия) не была в Латвии обязательной, 14,4% всех учеников гимназий Латвии составляли ученики еврейских гимназий (при 5% евреев в республике – примерно 100 тыс. чел.). 

      По школьному закону все дети от 6 до 16 лет обязаны были посещать школу; если ребенок заканчивал основную школу (грунтшул) до 16 лет и не учился дальше в средней школе, а шел работать, то должен был вечером посещать специальную школу (дерганцунг-шул – полную школу), которая была продолжением основной. Однако это почти не соблюдалось из-за бедности местных властей.
      Была широко развита послеобеденная работа школьных клубов и кружков. Кружки были связаны с учебными дисциплинами: кружки истории, естествознания, физики, химии. Функционировали спортивные кружки, кружок эсперанто, шахматный клуб и драматический кружок.

И-8. Драмкружок. Декабрь 1930 года (выпуски 1931-32 г.г.).

Первый  ряд слева направо: ?,Анце Словина, Фаня Беркович,?, Люба Эйдус (играла мальчишку, косы спрятала под кепку), смотрит на руководителя драмкружка - Бенно Тумаринсона, Фима Ливен, Лева Симкин (Цимкин?), Яша Шер. Третий ряд: Исаак Циссер,Соня Сивашинская, ?, Нёма Гордон, в галстуке Саша Пирожков, Израиль Шнейдер, ?, крайняя справа - Фаня Шперлинг.

Дата следующей фотографии неизвестна. Приславший ее Марк Майминд датирует ее в диапазоне  1930-35 г.г. Здесь узнаваемы несколько учеников выпусков 1932 и 1933 годов.

И-9. В центре 3-го  (учительского) ряда сидят Михаил Фальков и Тина Браун-Берз; здесь же левее Исаак Харлаш. В 1-м ряду в светлом свитере Ханна Махельсон. В предпоследнем ряду в центре, возможно, Липман Берс. Во 2-м ряду крайняя слева Эсфирь Иткина.
 Либетта Чернобров узнала своих родителей Яшу Кремера и Гесю Ионель, а также Минну Кремер и Герту (в замужестве) Амдур. (И-9А)

И, наконец, замечательное фото, которое можно назвать "Вся школа". Возможно, что это случилось в честь приезда в школу знаменитого писателя и общественного деятеля Хаима Житловского. На снимке он в центре почетного первого ряда между Исааком и и Тиной Берз.

 И-10. 8 октября 1930-го года. Здесь хорошо видны сидящие в первом ряду Исаак Берз и  Израиль Браун. С левого края стоит учитель математики Михаил Фальков, сидит с тростью член родит. комитета (он мелькал и на др.снимках), рядом учительница русского и немецкого Рахиль Лифшиц (жена И.Лифшица), она же классная руководительница класса, где учились Циссер, Соня Сивашинская, Хая Гольдина, Саша Пирожков, Леля Шнайдер. 
Дальше преподавательница физики и химии Зельда Пейрос, мама Ляли Виноград (член родительского комитета), учитель математики Арон Решин, директор школы Исаак Берз, гость писатель Хаим Житловский, преподаватель биологии Тина Владимировна (школьное прозвище "Тинхен"), рядом в шляпе Иехецкел Лифшиц, Хая Гольдина, дальше с палкой еше один член родительского комитета, учитель Израиль Браун, Фаня Беркович(Эйдус), Соня Зускович, Роза Рештейн(Лифшиц). 
Внизу 4 девочки: первая слева Ляля Виноград (Боброва), Люба Эйдус (Футлик), Анце Словина (Иоффе), Люба Баснер.

В школе шла интенсивная культурная жизнь.Проводились лекции, вечера, многие преподаватели участвовали в  еврейских просветительских организациях, семинары которых, несомненно, посещали ученики гимназии.

                             И-11.      И-12.

 И-13. 1936 год. Это афиша двух вечеров, организованных нашей гимназией (надпись вверху афиши) в помещении еврейского театра на ул. Школьной 6, в честь 100-летия со дня рождения Менделе Мойхер-Сфорима, причем 31 марта с участием Семена Марковича Дубнова - одного из классиков и создателей научной истории еврейского народа. В вечере участвуют от школы: д-р Х.Лифшиц, хор гимназии под руководством Е.Шкляра с участием оркестра мандолин гимназии под руководством Е. Хейфеца. Драмкружок гимназии даст инсценировку по основным работам Менделе.

Немного об основных идиш школах.

К 1926г. 1-я Рижская основная школа состояла из девяти классов в отдельном доме, имела 279 учеников, 17 учителей (заведующая Бетти Вульфсон).

 2-я основная школа работала с 1923г. (10 классов, 347 учеников→ 11 классов), стала крупнейшей еврейской школой в Риге (заведующая Берта Берз).

3-я основная школа к 1923г. получила отдельный дом, 318 учеников.
4-я основная школа (8 классов, 241 ученик); с 1924г. заведующий Мендель Марк.
    Между всеми четырьмя школами поддерживался контакт (совместные вечера, чаепития, праздники). В 1928г. открыли 5-ю основную школу (2 детсада, 8 классов, 275 учеников). С 1929/30г. работала еще одна школа, но в мае 1934г. были ликвидированы все еврейские (идиш?) школы.
   Содержало все эти школы рижское городское управление; средства росли (до 188 тыс.лат, т.е. 37 тыс. долларов к 1927г.). интересно работали ученические клубы, самодеятельность, библиотеки, журналы (свои!), музыкальные, гимнастические кружки.

       После переворота в ночь на 15.05.34 премьер-министр К.Ульманис с помощью национальной гвардии объявил себя диктатором, распустил сейм, отменил демократический порядок, закрыл всю прессу, ликвидировал все партии и общества и запретил собрания. За одну ночь он позволил арестовать всех депутатов сейма из оппозиции, много известных социал-демократов и ряд учителей еврейских школ. 24.07 новое правительство декретом отменило министерство просвещения и его организации, назначив своих людей. Из еврейских органов остались единственная легальная (клерикальная) реакционная партия и газета. Школы утратили право выбирать учителей. Были закрыты школьные советы, ЦИШО, родительские советы – командовал единственный еврейский представитель - Ходаков (референт из еврейской правой партии). 
    В учебных планах резко сократили еврейский язык, историю, литературу; ввели религию, обязательные молитвы по утрам (все мальчики-ученики должны были носить ермолки). От учителей тоже требовали молиться, и тоже в ермолках. Учителя отказывались. Тогда пошли аресты, увольнения. Т.к. «своих» учителей не хватало, много школ было закрыто. Разгорелись распри и конфликты в школах на политической почве (вплоть до забастовок детей и драк; вызывали даже полицию…). Пикеты, протесты ребят против арестов. Закрыли за бунты 3-ю основную школу. В средней школе /гимназии/ исключили группу учеников прямо перед выпуском, без права учиться! В 4-й основной школе (где заведующим был М.Марк), арестовали его, и долго остальные безуспешно с этим боролись. Закрыли вечернюю гимназию, все клубы и т.п. Фактически ликвидировали светскую школу, под ее именем осталась клерикальная.

     Так было до осени 1940 г., когда еврейские школы при советской власти были восстановлены (даже школы на иврите перешли на идиш); всё это было до войны.

       Эти сведения почерпнуты из реферата книги Менделя Марка «Еврейская светская школа в Латвии», 1973, Нью-Йорк, Тель-Авив.

     Рута Максовна Шац-Марьяш, дочь известного общественного деятеля Макса Урьевича Шац-Анина, живущая в Риге, уточняет события, связанные с еврейскими школами после переворота 1934г.: 
Фактически было так: после переворота 1934 года еврейских детей в латышские гимназии перестали принимать - только в еврейские. В Риге еще оставались светские еврейские школы с немецко-латышским языком преподавания - "Эзра", "Раухваргер", "Сабиедриска" (Общественная), а также "Хамора" и "Иврит" на иврите.
     После установления советской власти в 1940г. "Хамора" была принудительно переведена с преподавания иврит на идиш; "Эзра" получила название русской средней школы, а в помещении ликвидированной школы "Иврит" на Лазаретной ул. из учеников ряда еврейских школ, в частности "Раухваргер" и "Сабиедриска", возникла 18-я средняя русская школа. В ней я и проучилась с осени 1940 по весну 1941 года.
     Часть наших учеников была сослана с родителями в Сибирь, некоторые чудом эвакуировались в тыл, а многие  погибли в годы нацистской оккупации.
     После войны и вообще в советской Латвии еврейских школ уже не существовало.

И-14. А бланки остались. Вот справка от 30.4.41 о том что Иоффе Асна Залмановна   (наша Анце Словина)работает учительницей /skolotaja/ в 16-ой рижской средней школе. Над адресом Gertrudes iela 18 явно проступают забитые пишущей машинкой слова židu ğimnazija. Заодно перечеркнут и герб Риги И-15.

Декабрь 2020

История школы пишется до сих пор. Вот эпизод из жизни гимназии:  копия телеграммы, к сожалению, без даты.(Прислал праправнук директора гимназии Исаака Берза и правнук Липмана Берса и Мери Каган, выпускников 1931 и 1933, американский студент Майкл Байк).

ЭКСТРЕННАЯ  ТЕЛЕГРАММА.  Ицик Берз заболел скарлатиной. Все основные школы распущены на 3 дня. В Гор.Евр. Гимназии по этому поводу отсутствует г.директор. Замечается некоторое замешательство в связи с посещением г.Черниховского.

 Телефон между  кв. г.Берз и гимназии в постоянном соединении. Г.Берз старается управлять гимназией по проводу прямому, но удастся ли будет известно завтра из ТЕЛЕГРАММ.

 Может быть, кто-нибудь знает, кто такой Черниховский?

Для Майкла и его англоговорящего окружения:

EMERGENCY TELEGRAM. Itzik Berz fell ill with scarlet fever. All primary schools are disbanded for 3 days.

 On this occasion, Mr Director  of the City Jewish Gymnasium is absent. There is some confusion in connection with the visit of Mr Chernikhovsky*.

 Telephone between the flat  of Mr Berz and gymnasium is  in permanent connection. Mr  Berz is trying to run the gymnasium by direct wire, but will it be possible to know tomorrow from TELEGRAMS.

  * Possibly an employee of the Jewish department of the Ministry of education of Latvia.